Вы здесь: Главная Материалы Сканеры Статьи Высокие горы, Высокие технологии

Высокие горы, Высокие технологии

Передвижение по провинции Ёрг Базард всегда было непростой задачей. Провинция находится на высоте 5000 м над уровнем моря и расположена в слабозаселенной, труднопроходимой местности (регион Такны протянулся вдоль границы с Чили и Боливией) с непростым климатом. Большинство туристов путешествуют пешком по извилистым, незамощенным тропинкам через горы, склоны и долины.

Очевидно, что проблема транспортировки сказывается на экономике. Местные фермеры выращивают фруктовые деревья, майоран и другие сельскохозяйственные культуры. Токвепальский медный рудник – один из ключевых источников дохода области – ежегодно вырабатывает тысячи тонн руды. Ключевая роль в транспортной сети всего региона принадлежит шоссе Camiara, которое соединяет город Камиара с Токвепальским медным рудником и городом Мираве.

120-километровое шоссе огибает обрывистые горные склоны крутыми поворотами, что очень характерно для данной местности. Для того чтобы удовлетворить потребности с/х, рудника и коммерческих перевозок, шоссе требует значительных преобразований.

Муниципальное районное управление Илабайи, сотрудничая с Министерством связи и транспорта Перу, владельцем рудника, пришли к соглашению объединить свои усилия в разработке технико-экономического обоснования проекта и последующей реализации преобразований шоссе Camiara. Важной частью запланированного проекта является объездная дорога, которая обогнѐт Токвепальский рудник с юго-восточной стороны. 17-километровая объездная дорога обеспечит более быстрое и надѐжное сообщение Камиаре и Мираве и разгрузит движение основной дороги в часы пик.

Для работы над проектом COSAPIS.A, инженерно-конструкторская компания в Перу, вступила в альянс с Geo Systems S.A.C., дистрибьютором фирмы Trimble в Лиме. Подготовка территории под строительство объездной дороги быстро вышла за рамки топографически изученного пространства на необследованные территории, в то время как инженерам была необходима детализированная карта местности для составления плана работ.

Две фирмы работали сообща для проведения топографических изысканий на территории под объездную дорогу. Труднопроходимая неприступная местность могла преподнести неприятные сюрпризы во время работы.

Геодезисты приступили к делу в декабре 2008 года. Их задачей было изучение возможных вариантов выравнивания территории под объездную дорогу, опираясь на данные, полученные от инженеров. Точные данные и детализированные топографические карты были абсолютно необходимы.

Внедрение эффективных технологий

Во время планирования работы полевая бригада геодезистов решила добиться успеха комбинированием разных изыскательских методов Trimble. «Мы всегда стараемся использовать новые приемы в технологическом процессе, – отметил инженер COSAPI Генри Сэррано. – А этот проект даѐт очень хорошую возможность внедрять различные технологические приемы».

Для обеспечения основного контроля геодезисты использовали GNSS-оборудование Trimble R8 GNSS с контроллерами TSC2 и программным обеспечением Trimble Survey Controller. Вначале геодезисты установили GNSS базовую станцию близко к стройплощадке. Съемка выполнялась в режиме «Статика», станция привязывалась к Геодезической сети Перу, построенной с помощью SIRGAS (South American Geocentric Reference System) в городе Такне, примерно в 90 км южнее этого места.

GNSS-приемники Trimble R8 GNSS так же применялись для установки взаимовидимых контрольных пунктов/пикетов через каждые 3,5 км на протяжении всего маршрута. Всего было установлено 12 пунктов, которые обеспечивают базис для дальнейшего развития замкнутых полигонометрических ходов, используемых для выравнивания. Между парами базисных пунктов геодезисты прокладывали хода примерно по пять промежуточных точек.

Компания COSAPI для осуществления измерений использовала тахеометр Trimble S6 с панелью управления Trimble CU и программным обеспечением Survey Controller. Для достижения необходимой точности производились многократные измерения выносимых точек и сторон хода, которые в дальнейшем каждый следующий день проверялись. GNSS-пункты были определены с относительной точностью 1:100000, а точность замыкания ходов/схождения составила более чем 1:10000.

Благодаря развитым непосредственно на месте работы сетям полевые бригады смогли собрать топографическую и другую необходимую информацию. Вместо длительного процесса измерения отдельных точек геодезисты использовала лазерный сканер Trimble GX для получения облаков точек в радиусе до 200 м. Территория сканирования, составляла 100 м. Применение технологии Trimble Sure Scan позволило автоматически измерить пикеты с дискретностью 50 см.

В обычный рабочий день геодезисты могут отстоять со сканером около 20 станций и таким образом продвинуться примерно на 1,5- 2 км.

«Мы решили использовать сканер Trimble GX из-за его высокой точности, – говорит господин Сэррано. – Это особенно помогает при изысканиях сложных участков, таких как крутые склоны. Нашим заказчикам нужна цифровая модель местности (ЦММ) с шириной каждого рабочего участка в 300 м, поэтому использование сканера значительно ускорило процесс по сравнению с применением тахеометров».

Чтобы ещѐ больше ускорить работу, бригада разделила обязанности. Один человек работает со сканером, другой выполнял GNSS-измерения. Два геодезиста выполняли съѐмку с помощью электронного тахеометра для обеспечения контроля и определения точек стояния сканера. Небольшая группа обеспечивает резервное оборудование и материально-техническую базу.

Из-за трудностей с дорожным сообщением, полевая бригада решила разбивать лагерь прямо по ходу маршрута. В конце каждого рабочего дня все данные измерений передавались в единый информационный центр, организованный прямо в лагере, для обработки и анализа. Портативный генератор обеспечивал электричество для питания компьютеров и зарядки аккумуляторов всего геодезического оборудования. Данные, полученные от GNSS, вначале обрабатывались в программном обеспечении Trimble Business Center. Тахеометрические измерения и облака точек 3D сканнера обрабатывались в Trimble Real Works, где впоследствии были объединены с данными спутниковых измерений для получения географически точной информации. «Было несложно интегрировать данные полученные разными видами геоприборов, – комментирует господин Сэррано. – Мы так же можем утверждать, что каждый день обладали исчерпывающей информацией и готовы были предоставить еѐ заказчику».

Навстречу приключениям

Во время осуществления проекта геодезисты столкнулись с непростыми рабочими условиями. Холмистая каменистая местность плохо поддавалась проводимым работам. Было тяжело работать на высоте около 2 500 м при ярком солнце и температуре выше 30°С. Ночью, в условиях высокогорья температура падала до -10°С. Примерно на середине работ оператор, контролирующий работу сканера, серьѐзно повредил ногу. Поблизости не оказалось никакого травмпункта, поэтому команде пришлось взять на себя проблему лечения ноги. Через несколько дней специалист смог ходить и продолжил работу.

Использование технологий Trimble принесло значительные преимущества фирме COSAPI и еѐ клиентам. Интеграция и совместная обработка данных, полученных с помощью комплекта Trimble R8 GNSS, тахеометров Trimble - роботизированного S6 и механического M3, и результатов 3D сканирования Trimble GX, позволили COSAPI разработать метод более совершенный, чем у конкурентов.

Полевая команда изучила весь отрезок длиной в 17 км всего за 14 дней и предоставила результаты съемки, ЦММ и всю требуемую информацию заказчику. Они оказались способны выполнить работу на 40% быстрее и при этом на 20% дешевле, чем остальные. «Результаты исследования оказались высокоточными, надежными, недорогими в оплате и полученными в короткие сроки, – подвел итог г-н Сэррано. – Когда проект перейдѐт к фазе строительства, мы так же собираемся использовать технологии Trimble для этих целей».

Перевод выполнен специалистами компании ООО «Эффективные технологии», оригинал статьи можно посмотреть на сайте www.eftgroup.ru