Вы здесь: Главная Материалы Тахеометры Статьи Автоматический крупномасштабный мониторинг при помощи тахеометра Trimble S8

Автоматический крупномасштабный мониторинг при помощи тахеометра Trimble S8

Цюрих – двигатель Швейцарской экономики. Несмотря на все удобства и огромную активность, свойственные мегаполисам, Цюрих сумел сохранить обаяние небольшого городка. При этом каждый день свыше 300 000 человек, в их числе служащие, туристы, командировочные прибывают в этот «небольшой город» через Центральный железнодорожный вокзал - и их число год от года растет.

Для решения проблемы растущего спроса Швейцарская железнодорожная федерация (SBB) вместе с администрацией округа решились на расширение вокзала. Центральным компонентом проекта расширения стала новая железнодорожная ветка Durchmesserline, длина которой составляет 9,6 км из западной части Цюриха через центральный вокзал на север Цюриха. По завершении строительства новой ветки поезда дальнего следования, идущие в восточную Швейцарию, а также различные электрички смогут двигаться напрямую между двумя удаленными пунктами.

Уникальность Центрального железнодорожного вокзала Цюриха заключается не только в его местоположении в самом сердце исторической части города, но и в сложности его архитектуры. Строительство новой железнодорожной ветки "Durchmesserline" потребовало от инженеров геодезистов, геологов и строителей максимума усилий. В некоторых местах тоннель Weinberg для двух полос железной дороги проложен всего в нескольких метрах под фундаментом зданий, что накладывает определенный отпечаток в плане возможных деформационных процессов, которые могут возникнуть в ходе строительных работ. Следовательно, сама собой возникла необходимость проведения автоматического мониторинга для отслеживания деформационных процессов во время строительства и эксплуатации, что и было сделано. Для проведения автоматического мониторинга были задействованы 70 электронных тахеометров Trimble S8. Тахеометры Trimble S8 позволяют существенно сократить и упростить работу инженера - геодезиста. Электронные тахеометры Trimble S8 предназначены для обеспечения непревзойденной производительности при съемке и решении высокоточных инженерно-геодезических задач. Тахеометр Trimble S8 обеспечивает точность угловых измерений, составляющую 1", и точность электронного дальномера, составляющую 1 мм + 1 мм/км, а также многочисленные функции для повышения эффективности и производительности. Автоматический мониторинг, проводимый на протяжении 5 лет сам по себе оказался прорывом в области гражданского строительства, а кроме того, показал эффективность и надежность использования геодезического оборудования Trimble.

Строительство новой ветки Durchmesserline велось интенсивными темпами с 2007 года, но инженерам SBB нашлась работа задолго до начала собственно строительства, поскольку им необходимо было разработать и реализовать оптимальный проект.

"Перед нами стояла небывалая задача – с одной стороны нельзя нарушать текущую работу железной дороги, а с другой – провести новую ветку под городом на глубине всего в несколько метров», - говорит специалист по геоинформатике SBB. "Сложность проекта еще больше повысилась, когда мы добрались до южной части центрального вокзала, который считается исторической достопримечательностью".

В перегруженной транспортными средствами части центральной площади Цюриха тоннель должен был пройти под фундаментами двух различных зданий, причем именно тут грунт представляет собой рыхлую породу, пропитанную грунтовыми водами. Соответственно бурильный автомат для прокладки тоннеля пришлось переделывать для работы с грунтовыми водами под рекой Лиммат в течение времени проведения этапа прокладки – а это заняло ни много ни мало два месяца.

В северном пункте выхода, в местечке Оерликон, условия работы также оказались неблагоприятными: помимо четырех существующих и постоянно загруженных полос движения требовалось вместить еще две полосы, что необходимо было реализовать путем открытой разработки грунта сбоку от Hofwiesenstrasse. По завершении строительства дома на улице должны были стоять на новой опорной стене, высота которой составляла бы более 30 метров.

Новейшие технологии мониторинга

Поскольку начало работы по расширению центрального вокзала было запланировано не ранее чем через восемь лет, перед инженерами стояла серьезная проблема потенциального ущерба исторических зданий, находящихся в непосредственной близости от строительных площадок, в особенности волновали те здания, которые находились над прокладываемым тоннелем.

Для определения на раннем этапе осадки поверхности в результате прокладки тоннеля вдоль Durchmesserline и своевременного принятия соответствующих мер инженерами было принято решение задействования автоматической системы мониторинга в режиме реального времени. Задача заключалась в поиске подходящей компоненты для поставки соответствующего оборудования.

С сентября 2007 года большим количеством геодезических и геотехнических датчиков, установленных вдоль строительной площадки было проведено порядка 4500 замеров с последующей их оценкой. В качестве датчиков были задействованы 70 роботизированных электронных тахеометров Trimble S8.

На этапе оценки стало понятно, что геодезические приборы Trimble могли собирать необходимые данные в нужном объеме без использования дополнительного оборудования в течение получасовых циклов. Сервомоторы MagDrive, которыми оснащены тахеометры Trimble S8, обеспечивали бесшумную работу при максимальной скорости поворота и эффективность измерений. В такой системе отсутствует трение движения, за счет чего ликвидируется шум и значительно снижается износ самого электронного тахеометра. Электромагнитный износостойкий механизм прямого привода также гарантировал возможность применения такого оборудования во время всего проекта строительства с минимальными расходами на обслуживание. Кроме того, данная технология позволяла незаметно выполнять съемку или мониторинг целей на 40% быстрее, чем при использовании традиционных моторизованных тахеометров, быстрее обнаруживать перемещения и раньше выдавать сигналы.

Полученные замеры проходят этап анализа и оценки программой управления данными и визуализации. Для каждого датчика выставлены пороговые значения чуткости, сигнализации и вмешательства в соответствии с настройками специалистов. При превышении пороговых значений соответствующие специалисты на строительной площадке, из числа руководителей и диспетчеров на вокзале получали необходимые уведомления. С помощью такой развернутой системы передачи данных SBB удалось склонить на свою сторону владельцев ключевых зданий вдоль нового тоннеля. Важным фактором стала тихая работа тахеометра Trimble S8: проживающие в этом квартале люди не страдали от лишнего шума. Использование новых технологий от Trimble оправдало себя и стало залогом успешной работы.

По материалам журнала "Technology & more"